Коррекция проблем развития речи в детском возрасте
Существуют различные причины нарушений речи у детей, которые условно можно разделить на две основные категории: органические и функциональные. К органическим нарушениям можно отнести проблемы функционирования центральной нервной системы организма, а также повреждения речевого аппарата ребёнка. Функциональными причинами являются такие нарушения, которые не затрагивают строения органов, связанных с речью, а вызывающие лишь изменения, нарушающие функцию речи. В обоих случаях нужно обращаться за помощью к специалисту, чтобы по возможности предотвратить дальнейшие нарушения и скорректировать уже существующие проблемы.
Начало нарушениям речи у ребенка может быть положено еще во внутриутробном периоде, и даже до начала беременности. Что касается периода до и во время беременности, то основными причинами, могущими повлечь за собой нарушения речи, являются: генетические и психические заболевания, табакокурение, алкоголизм и наркомания родителей, гормональная терапия и т.д. Во время внутриутробного развития на формирование речи могут влиять: травмы, инфекционные заболевания, интоксикация организма матери, прием лекарственных препаратов, стрессы и воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды.
Тяжелые роды, повлёкшие родовые травмы, асфиксия и длительность родов также нередко являются причинами нарушения речи. Кроме того, социальные условия, в которых растёт и развивается ребенок, накладывают свой отпечаток на процесс формирования речи. В случае, если ребёнка окружают люди с невнятной речью, есть недостаток речевого общения, наблюдается дефицит эмоциональных проявлений, то данные факторы могут способствовать неправильному развитию речевых навыков.
Проблемы, возникающие у детей при общении, могут формироваться в силу отсутствия мотива выражать свои чувства словами. Малый запас слов, трудности с выражением мыслей, присутствие слов-паразитов говорят о том, что необходимо уделять пристальное внимание развитию речи ребенка. Существуют различные нарушения речи, такие как: нарушения связной речи, нарушения звукопроизношения, нарушения фонематических процессов, нарушения слоговой структуры слов, которые также могут приводить к нарушениям письменной речи.
При диагностике речи ребёнка необходимо анализировать не отдельные компоненты речи, а полностью всю систему, состоящую из: звукопроизношения, фонематики, лексики, грамматики и связной речи. В таком случае будет осуществляться комплексный подход к пониманию существующих проблем и нарушений речи у детей, что позволит сформировать направление её коррекции.
Восприятие и анализ ребёнком речи окружающих, возможность сопоставления речи с мимикой и интонацией говорящего, анализ смысловых значений речи в комплексе составляет основу психологического восприятия сказанного. Проблемы с формированием указанных навыков говорят о том, что необходимо проводить профилактическую работу с ребёнком у соответствующего специалиста, занимающегося коррекцией развития речи.
Автор - Золотова Камилла
Дополнительная информация по теме:
Приходите на прием к детскому психологу в центр «Эголюция»
Интересует психолог для решения проблемы «панические атаки» — подскажем!