Память: способы развития
Память в разном возрасте имеет свои особенности, и это необходимо учитывать при тренировках памяти, если человек желает добиться значительных успехов. В детском возрасте память имеет наибольшую силу, но у нее есть особенности, которые состоят в том, что она является более «наглядной», не ассоциативной. То есть ребенок может лучше и больше запомнить образов или слов, но характерны трудности воспроизведения, могут примешиваться побочные ассоциации.
С возрастом у человека формируется опосредованное запоминание, тренируются вербально-логические формы памяти. Школьники при запоминании начинают использовать дополнительные образы, которые помогают воспроизводить последовательность слов, цифр и т.д. И в таком возрасте эти дополнения уже помогают, а не мешают запоминать, в отличие от дошкольного возраста.
Взрослея, человек использует при запоминании все больше ассоциативных связей, что способствует более быстрому процессу. Запоминание слов впоследствии происходит с помощью внутренней их кодировки, установлении между ними логических связей, обособления в смысловые группы. Происходит постепенный переход от механического способа запоминания к логическому.
Процесс развития памяти у человека в корне отличается от памяти животного, потому что запоминание приобретает социальную окраску, когда в нем преобладают психологические процессы. Зная это, необходимо использовать разные подходы к развитию памяти у детей и у взрослых. Если детям дополнительные опоры в виде образов будут только мешать запоминанию, то для взрослого их использование будет очень полезно.
Детям школьного возраста необходимо постепенно вводить дополнительные внешние опоры, способствующие созданию ассоциаций. Выстраивание внутренней логической структуры, взаимосвязей между словами, цифрами или образами также будет тренировать и укреплять память школьника.
При развитии памяти полезно будет учитывать, какая система у человека наиболее активна, и использовать возможности именно этой системы. У большинства людей развита зрительная память, и для них нужно использовать то, что связано с образами. Это поможет лучше усваивать информацию, создавать зрительные ассоциации и им будет проще воспроизводить такую информацию.
Слуховая память, которая активна у меньшего количества людей, также может быть эффективно задействована. Человек может запоминать слова не только наяву, но и во сне, что также можно успешно использовать. Моторная память как запоминание процессов действий, совершаемых человеком, может задействоваться как вспомогательный вид памяти, который будет способствовать общему процессу запоминания.
Автор - Золотова Камилла
Дополнительная информация по теме:
Получить помощь в центре психотерапии «Эголюция»
Интересуетесь, к какому психологу в Москве можно обратиться при депрессии — звоните!