Помогать или не помогать?
- И с работой плохо, и в семье конфликты, и со здоровьем проблемы, - жалуется подруга.
И тут же в голове у нас прокручиваются варианты советов и помощи.
- А я видела отличную вакансию! Может, стоит поговорить с твоим сыном по-другому? А давай я порекомендую тебе специалиста!
А в ответ мы видим круглые глаза подруги, а в глазах обиду. Или человек благодарит за совет, но проходит время, а ситуация не меняется.
Почему?
· Не каждая жалоба – это просьба о помощи. Возможно, человек ждал, что вы ему посочувствуете, услышите и просто побудете рядом.
· Человек не готов менять что-то в жизни. Это нормально. Для принятия помощи и действий нужно время.
Понять, что человек сейчас делает: жалуется или просит ему помочь – можно, задавая ему вопросы. Например: "нужна ли тебе помощь или тебе просто хочется выговориться?" Важна также обратная связь. Можно предложить что-то – и посмотреть на реакцию. Если человек не откликается на это, продолжая рассказывать о своих несчастьях, или говорит что-то невразумительное, или играет в игру "да, но", это означает, что ему не нужна помощь.