Психология творчества
Творчество определяют как процесс создания личностью качественно новых материальных или духовных ценностей. Цель творческой деятельности - получение уникального результата. Каждый человек по своей природе является творцом, однако нередко для реализации творческого потенциала и развития соответствующих способностей необходимо наличие определенных условий.
Психология творчества изучает психологические закономерности построения, регуляции и развития творческой деятельности, а также особенности творческой личности.
Одним из первых вопрос творчества начал исследовать Зигмунд Фрейд, отводя ключевую роль защитным механизмам личности, в частности, сублимации. Отношение к проявлению творческих способностей во времена возникновения психоанализа было двояким, поскольку творческие люди, как правило, выделялись из толпы, и тем самым вызывали некоторый страх и недоверие.
Постепенно менялись культурные условия, отношение общества к творческим проявлениям становилось все более лояльным, и в настоящее время их признают не только естественными, но и необходимыми для человека. Родители начинают уделять все больше внимания развитию творческих способностей своих детей - с самого раннего возраста.
Чем гибче мировоззрение человека, чем шире его кругозор и разнообразнее интересы, тем выше его творческий потенциал. Так, таланты детей ярче раскрываются при обучении, в основе которого лежит не заучивание и поиск единственного правильного решения, а развитие умения смотреть на привычные вещи новым взглядом, искать несоответствия в кажущейся простоте вещей, выходить за рамки обыденного.
Согласно определению Я.А. Пономарева, творчество в широком смысле – это всякое взаимодействие, ведущее к развитию.
В своих исследованиях Я.А. Пономарев обнаружил факт неоднородности результата действия человека в процессе решения творческой задачи – а именно, наличие как осознаваемого прямого продукта деятельности, так и неосознаваемого – связанного с работой интуиции. Таким образом, в основе творчества лежит единство противоположностей, интеграция логического и чувственного, иррационального.
Сам творческий процесс подразделяется на стадии, включающие сознательную и бессознательную работу. Проявления творчества тесно связаны со способностью выводить из бессознательного новые образы и мысли и воплощать их в определенной форме. Умение обходить шаблоны сознания можно тренировать при работе с нестандартными задачами.
Дополнительная информация по теме: