Влияние на привязанность ребенка
Важный вопрос заключается в том, может ли младенец или ребенок сформировать безопасную привязанность к матери и отцу, если он постоянно их покидает. Мы знаем, что большинство младенцев устанавливают безопасные привязанности с отцами, несмотря на то что отцы обычно ежедневно уходят на работу. Поэтому очевидно, что регулярная разлука не препятствует формированию безопасной привязанности.
Все же результаты ранних исследований давали достаточный повод для беспокойства, в связи с чем психолог Джей Белски в сериях статей и выступлений поднял этот вопрос. Комбинируя данные нескольких исследований, он пришел к выводу о том, что отмечается некоторый риск формирования небезопасной привязанности у младенцев, посещающих дневной центр до 1 года по сравнению с теми, кто воспитывается на протяжении первого года в домашних условиях.
Последующий анализ подтвердил вывод Белски. Например, обобщая данные из 13 различных исследований, в которых участвовали 897 младенцев, Майкл Ламб отметил, что 35% младенцев, которые находились в течение по крайней мере 5 часов в неделю под опекой другого человека, а не мамы, формировали небезопасную привязанность по сравнению с 29% младенцев, которые находились исключительно под опекой матери.
Здесь мнения психологов значительно расходятся. Одни психологи на основании полученных данных, пришли к выводу о том, что дневной центр сам по себе увеличивает вероятность формирования небезопасной привязанности. Другие указывали на то, что большинство существующих исследований включают такое количество противоречащих переменных, что невозможно прийти к четкому выводу. Так, вероятно, проблема заключается не в дневном центре самом по себе, а в низком уровне центра.
Возможно, ответ на вопрос содержится в самом процессе отбора. Работающие матери по многим показателям отличаются от неработающих матерей. Эти отличия еще заметнее, когда речь идет о матерях-одиночках, о матерях, предпочитающих работать, а не сидеть дома с ребенком, или о матерях, считающих уход за ребенком обременительным делом. Поэтому нельзя однозначно отнести любой риск формирования небезопасной привязанности к опыту дневного центра, а не к другим факторам.
Вот замечательный пример того, как спор и разногласие может зачастую привести к очень хорошему научному исследованию: 25 исследователей из 14 различных университетов, включая всех главных протагонистов спора, в 1991 году приступили к разработке и осуществлению очень крупного исследования, которое было призвано ответить на все эти вопросы. Они отобрали для исследования свыше 1300 младенцев и их семьи, включая афроамериканские и латиноамериканские семьи, матерей с начальным образованием и с высшим образованием, неполные и полные семьи.
Когда детям исполнилось 6 месяцев, исследователи еще раз посетили каждый дом, вновь выясняя уровень депрессии матери и ее мнение о темпераменте ребенка. Во время этого визита они также наблюдали взаимодействие матери с младенцем во время игры и оценивали качество общих условий воспитания в доме, используя стандартизированный инструмент. В этих наблюдениях исследователи обращали особое внимание на уровень чувствительности/отзывчивости матери по отношению к младенцу. Нам известно, что это качество связано с безопасностью привязанности.
В возрасте 15 месяцев они дополнительно посещали семью ребенка, делая повторную оценку условий домашнего воспитания и непосредственно наблюдали за матерью и ребенком во время игры. Каждую пару также приглашали в лабораторию, где мать и ребенок участвовали в серии эпизодов по процедуре незнакомой ситуации. Если дети посещали детский центр в 6 и 15 месяцев, исследователи также посещали центр и оценивали его качество. Учитывая сложность исследования, результаты удивительно четкие: посещение ребенком детского центра не было связано с безопасностью его привязанности.
Дополнительная информация по теме: