Послесловие ко встрече 5 октября 2019 / Киноклуб / Эголюция
Услуги

Широкая палитра методов работы
Опытные специалисты (средний стаж более 10 лет)
Удовлетворенность результатом
Отзывы благодарных клиентов
Благодарственные письма

Послесловие ко встрече 5 октября 2019

В позапрошлую субботу смотрели фильма «Осенняя соната» (реж. И.Бергман, 1978 г.).
Записаться на
Послесловие ко встрече 5 октября 2019
Для корректной записи, важно правильно заполнить все поля формы
Отправляя данные формы, Вы даете согласие на обработку персональных данных

Этот фильм не оставил никого равнодушным. Как И.Бергман смог в фильме передать страдания детей, не получивших любви от своих матерей? У него самого было довольно сложное детство: отец – пастор, сложный, жестокий, мать – холодная, депрессивная. Детей подвергали суровым наказаниям, часто граничащим с унижением. После смерти матери, Бергман нашел ее дневники, записи в которых подтвердили его догадку: он был нежеланным ребенком, созревшим в «холодном чреве». И.Бергман смог встретиться лицом к лицу со своими детскими страданиями и роли родителей в этом, не прибегая к часто используемому в таких случаях людьми отрицанию. В частности, в фильме «Осенняя соната» он выражает свои эмоции по поводу детства, вытаскивает их из бессознательного – искусство позволяет сделать это. И мы, смотря фильм, тоже смогли погрузиться в сложные переживания.

Шарлотта, мать – звезда, виртуозная в прошлом пианистка. Мы видим нарциссическую женщину, которая не способна дать тепло, эмоциональную поддержку своим дочерям. У нее есть страсть – ее профессия, которая является смыслом ее жизни. Потому что в профессии она успешная, обожаемая почитателями. Материнство для нее – источник разочарований. Ее старшая дочка не обладает способностями матери, а младшая – недееспособная - символизирует крах Шарлотты как матери. Поэтому мать старается как можно реже встречаться с дочерьми. Шарлотта говорит о своем детстве, и это помогает нам понять, что, в принципе, в ее окружении не было взрослых, которые могли бы дать ей опыт близких доверительный отношений. Способность любить у нее практически не  развита. Шарлотте повезло, что мир эмоций ей смог открыться в музыке. Только играя на фортепиано, она  была искренней, чувствующей. Ее нарциссизм   – потребность вызывать восхищение у других, чувствовать свое превосходство и исключительность – возник, скорее всего, как результат испытываемых трудностей, дефицитов, отвержения в детстве. Но, найдя свою профессиональную нишу, она подпитывала нарциссизм довольно успешно.

В фильме «Осенняя соната» мы видим, как может отразиться на развитии детей взаимоотношения с такой матерью, как Шарлотта. Ева, старшая дочь, занимается благотворительностью, кажется хорошей женой, ухаживает за больной сестрой. Сильно любит мамочку и приглашает ее в дом, чтобы позаботиться, когда у Шарлотты умирает муж. Выглядит Ева скромной, тихой, добропорядочной. Мы видим в начале фильма, что Ева готова во всем угождать матери, она во всем признает превосходство матери. И это нравится матери.  

Ева считает себя уродливой, незначительной, неполноценной – ведь с детства мать критиковала ее внешность, давала едкие комментарии, часто игнорировала. Разрыв между представлением, как должна выглядеть  идеальная женщина (как мать) и тем, какой Ева видит себя,  кажется непреодолимым. В итоге женственность Евы пострадала, она так и не вышла из образа неуклюжей девочки. Сформированный (в результате воспитания)  образ себя плохого, недостойного заставляет часто избегать встречи с собой настоящим,  мешает чувствовать себя достойным человеком, уважать и принимать себя. Иногда можно увидеть, что человек надевает на себя маску «положительности», изо всех сил старается, но в глубине души считает, что обманывает всех.

В «Осенней сонате» самый важный разговор между матерью и дочерью произошел ночью.  Маски оказались сорваны. И кроткое лицо Евы искажается ненавистью к матери. Ева говорит, что долго не осознавала истинных взаимоотношений между ними. Ребенку бывает трудно даже предположить, что его не любят, что настоящие чувства родителя по отношению к нему могут совсем не соответствовать тому, что родитель говорит. Иногда послания родителей, в которых говорится одно, но скрытый смысл, или интонация,  или мимика, или поведение подразумевают противоположное, называют «шизофреническими», и это очень плохо сказывается на психике ребенка, так как  не понятно, чему доверять: тому, что слышит или тому, что чувствует и видит. И в таком случае у ребенка  внутри может созревать «когнитивный диссонанс» - столкновение в сознании конфликтующих представлений. Пытаясь разрешить диссонанс внутри себя, не находя ответов у близких людей, ребенок может делать разные выводы: или отключать чувства, считая, что они подводят его, или впадать в ступор, замораживаться,  не зная как поступить, или расщеплять свою личность, и т.п. – варианты разные возможны. Ева говорит, что, будучи ребенком, не могла позволить себе ненавидеть мать, и стала испытывать сильную тоску по ней. Ева ощущала себя замурованной  в крепости, где она кричит, но никто не приходит на помощь. Отчаявшись быть услышанной, Ева стал избегать чувствовать что-либо в жизни по-настоящему. Правда, тело в таких случаях может начать говорить: Ева так сильно ждала приездов матери с гастролей, так волновалась перед встречами, что у нее поднималась температура, и она не могла вымолвить и слова, когда та приезжала.

Шарлотта говорит, что хотела бы, чтобы Ева заботилась о ней, обнимала бы ее и утешала. Не получив заботы от своей матери, Шарлотта была бы не против, чтобы дочь выполняла функции матери. На самом деле так бывает нередко. Это явление называется парентификацией, то есть как бы «удочерением» или «усыновлением» собственных родителей. Дети нередко становятся «эмоциональным контейнером» для своих родителей, куда те «сливают» свои неприятности. Это непереносимый груз для ребенка. Он может даже взрослеть раньше времени, но справляться с эмоциями по-взрослому ему придется учиться гораздо позднее, не исключено, что у психолога.

Интересен выбор мужа Евой. Она выходит замуж за человека, которого не любит, но который любит ее. Она, как будто бы ищет замену матери, мужчину, который способен проявлять материнские чувства:  любить и защищать. Но сама Ева не может полюбить своего мужа, ведь это не соответствует сформированной у нее картины эмоциональных отношений, где один любит, другой – позволяет себя любить.

У Евы умер сын в возрасте 4-х лет. Ева не может отгоревать эту потерю. В ее реальности – ребенок всегда с ней, и они общаются. Кажется, что процесс горевания не может произойти – и причина, можно предположить, кроется во взаимоотношениях Евы с матерью. Из-за холодности, отстраненности матери Ева не смогла отделиться от нее в своей психике. Бесконечные разлуки с матерью в детстве были для нее невыносимы. Ева не может позволить себе признать смерть сына, потому что не чувствует в себе сил пережить боль расставания.

Ева в конце фильма после отъезда матери раздумывает, как ей поступить: покончить жизнь самоубийством или опять надеть маску заботливой жертвенности. Мы можем говорить о колебаниях между признанием бессмысленности жизни в отсутствии любви, признании значимым человеком  и новой попыткой заслужить любовь своей «хорошестью».

Тема отношений холодной, отстраненной, идеальной матери и ребенка может отозваться у многих своей болью и переживаниями. Дети эмоционально холодных родителей, уже став взрослыми, могут избегать в жизни всего, что может подтвердить собственную плохость и отозваться болью, могут сомневаться в том, что имеют право на свое мнение. Они часто не любят свою внешность. Страшно боятся критики, но и не верят, когда их хвалят.  Но взрослые люди могут помочь себе преодолеть этот комплекс «холодной матери». И способы могут быть разные: например, И.Бергман создавал свои фильмы – шедевры и так пытался излечиться от своих травм. Можно обратиться за помощью к психотерапевту и приобрести новый опыт отношений, когда тебя принимают таким, какой ты есть – без оценки и осуждения. Можно ходить на групповые занятия, тренинги. Читать книги. Слушать лекции. Заниматься творчеством – и там проживать свои чувства. Дорог много. Выбирайте.

Ведущая киноклуба Ковальчук Светлана, психолог https://ego-lution.ru/specyalisty/kovakchuk/

Вам может быть интересно

Все статьи