Послесловие ко встрече киноклуба 11 января 2020 / Киноклуб / Эголюция
Услуги

Широкая палитра методов работы
Опытные специалисты (средний стаж более 10 лет)
Удовлетворенность результатом
Отзывы благодарных клиентов
Благодарственные письма

Послесловие ко встрече киноклуба 11 января 2020

Немного о фильме Педро Альмодовара «Всё о моей матери» (1999 г.). В фильме затронуто множество тем, даны отсылки к другим произведениям культуры. Как будто бы автор действительно хочет вместить в фильм «всё» по волнующим его вопросам. Фильм можно пересматривать много раз, искать смыслы и значения: как заложенные в персонажей, в их взаимодействие, так и связывающие героев фильма с сюжетами, на которые ссылается режиссер (фильм «Всё о Еве», пьеса «Трамвай «Желание»). Предлагаю коснуться лишь некоторых моментов.
Записаться на
Послесловие ко встрече киноклуба 11 января 2020
Для корректной записи, важно правильно заполнить все поля формы
Отправляя данные формы, Вы даете согласие на обработку персональных данных

Давайте поговорим о значении фигуры отца в развитии ребенка. Если  при рождении младенцу необходимо слияние с матерью (или с лицом, ее замещающим), чтобы выжить, сформировать привязанность, заложить фундаментальное чувство «Я есть» и для многого другого, то позже ребенку для нормального развития нужно пространство, отделяющее его от матери, дающее возможность «психологически родиться», прочувствовать существование внешнего мира, своей автономии. Отец может помочь разделить слитый союз матери и дитя. Постепенное отделение ребенка от матери можно назвать «движением к здоровью». Отец помогает:

-  занять и матери, и ребенку свои места в семейной иерархии, добиться баланса в отношениях;

- очертить границы дозволенного (Отец символически олицетворяет Закон и Запреты). Когда ребенок видит, что его родители (папа и мама) любят друг друга, а также любят его, заботятся о нем. Ребенок понимает, что у него есть свое законное место – ребенка. Все это помогает как соблюдать границы и между поколениями, и между полами, так и выстраивать идентичность ребенка.

В фильме мы практически нет героев – мужчин, которые могли бы выполнять функцию Отца. Лола, биологический отец Эстебана (которого мы видим в фильме женщиной),  вообще не в состоянии оказывать заботу никому, складывается впечатление, что ему незнакомо чувство привязанности. Отец Розы страдает каким-то расстройством памяти. Физически присутствуя в мире, психически он находится на уровне ребенка. Радость, подруга Мануэлы – также имеющая мужской пол при рождении – воспринимает себя как женщина и т.д. Правда, П.Альмодовар показывает нам отрывки из спектакля  «Трамвай «Желание», где  глава семейства технически выполняет роль мужа, становится отцом, пытается разделить близкие отношения жены с ее сестрой, но это как раз мужчина, которого стоит обходить стороной: он жесток, груб, недалек в своем развитии, мстителен, много пьет (и совершает  ряд аморальных поступков, которые не показаны в фильме, но о которых известно из пьесы).  Вполне вероятно, в отсутствии полноправных мужских фигур, которые в состоянии выполнять роль Отца, и возможны нарушения в развитии детей, размытия границ в отношениях, смешения гендерных ролей  и т.д. (в фильме ощущается переполненность людьми, играющими какие-то роли, исполняющими функции кого-то другого, переодевающимися, запутывающими и запутывающихся).

Сын Мануэлы Эстебан хочет знать «всё» о своей матери. Мы видим, что отношения между матерью и сыном близкие, даже слишком, на грани инцестуозности (слишком интимные разговоры, допустимые скорее между супругами; тесные расстояния при общении; большое количество времени, проводимое вместе и т.д.). Знать «всё» о своей матери – вряд ли удачная идея. Это как раз похоже на нарушение границ между собой и Другим, между поколениями, нарушение запретов (в том числе и на инцест). Должно оставаться что-то личное, интимное, чем, скорее всего, не следует делиться родителю и ребенку, независимо от возраста ребенка. Но вот какой секрет следовало бы раскрыть сыну - так это информацию об его отце. Эстебан наблюдает и описывает жизнь матери, но истинное его желание -  узнать о своем отце.  Эстебан думает, что его отец умер (так сказала ему мать), а больше о нем он ничего не знает. Он  злится на мать за то, что она лишила его права знать, кто его отец. Нам становится понятным в ходе фильма причины, по которым Мануэла не хотела ничего говорить об отце сыну. Она боялась травмировать мальчика. (Отдельный вопрос, что конкретно стоило бы рассказать об отце, на какие факты из жизни обратить внимание, какие черты личности описать, дать понять, за что мать могла полюбить мужчину – чтобы ребенку было что уважать в отце, с чем идентифицироваться).  Семейные тайны часто становятся источником проблем. Вот и режиссер убивает сына в фильме (символически подчеркивая межпоколенческую передачу травмы: Мануэла «убивает» отца на словах, а сын умирает как бы за него в реальности).

Кто же он – биологический отец Эстебана? Оказывается, прежнее имя Лолы – тоже Эстебан. Лола демонстрирует антисоциальное поведение, похоже, у нее нет нравственных запретов, она не может сдерживать свои влечения (ни во что не верит; может украсть всё у человека, который заботится о ней; может заниматься незащищенным сексом, зная, что может заразить партнера неизлечимой болезнью; ей незнакомо чувство привязанности к людям; ей свойственен промискуитет, но при этом у нее параноидальный страх, что ей изменят). У Лолы, похоже, размытая идентичность, которая, вполне вероятно, может быть связана с ранними нарушениями в отношениях с собственной матерью. Оговорюсь, причины похожего поведения и расстройств могут быть очень разными (биологические, социальные, психологические). И каждый раз может быть уникальный набор причин, приведших к патологии. Предлагаю лишь один из факторов, который мог привести к тому, чтобы человек ассоциировался только со злыми поступками (Мануэла говорит о Лоле, что она не человек, а чума). Этот фактор связан с детско-родительскими отношениями.  Мужественность могла нести угрозу существованию личности ребенка (например, если мама видела в ребенке только свое нарциссическое продолжение, если маме было невыносимо отделение ребенка, особенно, если она ненавидела и обесценивала мужчин). И,  если рядом не было отца, которым можно гордиться, рядом с которым можно получать удовольствие от того, что ты тоже мужчина, а есть только требовательная жесткая мать, то ребенок может  отказаться от мужественности, остаться привязанным к женской идентификации. Это только один из множества вариантов нарушений в детско – родительских отношениях, один из очень грубых и тяжелых, связанных с материнской патологией.

Интересна фигура Радости. Она так же, как и Лола, была рождена мужчиной, но чувствует себя женщиной. Только в отличие от Лолы, которая может думать только о себе, Радость видит смысл жизни в том, чтобы угождать другим. Иногда даже злость берет, когда она не может защитить себя, даже злиться на обидчика не может. Она и свое тело изменяет так, как это угодно другим, как будто она сама не важна, важно только то, как другие ее хотят видеть и использовать. Кажется, у Радости Ложное Я надежно скрывает ее Истинное Я (что также может идти из-за нарушений в раннем детстве, когда ребенок для защиты своей психики, чтобы выжить, начинает подстраиваться под значимых взрослых, под их жесткие, негуманные требования, когда потребности ребенка полностью игнорируются). Но мы видим, что режиссер видит в Радости человека с достоинством, умеющую говорить о себе с юмором, при этом именно она может выполнять функцию разделителя дисгармоничных, мучающих друг друга пар. Конечно, интересно поразмышлять, почему режиссер именно этого Радость  наделяет такими чертами и способностями.

Режиссер оставляет в конце фильма надежду, что дальше у героев сложится лучшая жизнь. Мануэла меняется.  Она готова честно рассказать маленькому Эстебану об его отце, родных – и это может благополучно отразиться на развитии ребенка. Кажется, она смогла прожить процесс горевания  (не поэтому ли она может оставлять его фотографию другим людям?). Она смогла найти смысл своей дальнейшей жизни.

Да, режиссер хочет верить в это. И мы хотим, чтобы так случилось.

Хочется верить, что «новый» Эстебан не станет для Мануэлы ребенком, замещающим утрату. Ребенком, отменяющим смерть, заполняющим пустоту. Что ей хватит сил видеть в нем совершенно другого человека, чем ее родной умерший сын. Что у нее получится не залечивать свои раны новым ребенком. Что получится не приписывать этому ребенку черты своего старшего сына. Что не случится бессознательного соревнования «Кто лучше», которое невозможно выиграть живому у мертвого, идеального. Все же есть в этом нечто странное – имя Эстебан, которое передалось от биологического отца сначала одному сыну, а потом и другому. Получится ли маленькому Эстебану занять свое место в мире, принадлежащее только ему?  Будем надеяться, что получится.

Светлана Ковальчук - психолог, детский и подростковый психоаналитический психотерапевт https://ego-lution.ru/specyalisty/kovakchuk/

Вам может быть интересно

Все статьи