Послесловие ко встрече 23 ноября 2019
Например:
- как актуальная жизнь режиссера находит отражение в картине;
- как режиссер пытается решить свои внутренние конфликты, идущие из детства, с помощью фильма;
- как режиссер пытается поговорить со своими родителями и понять их;
- сны из фильма – как отражение внутренней реальности режиссера;
- символический смысл снов;
- отношения режиссера и актеров;
- проекции автора на своих героев;
- метафоры, которые использует автор;
- приемы, используемые в фильме и считающиеся новаторскими для того времени;
- значение картины для мирового кино и т.д.
Мы обсудили некоторые из перечисленных тем, поделились впечатлениями.
И.Бергман подводит к выводу, что жить только работой не имеет смысла. Да, иногда отношения приносят боль и разочарование. Но отвергая их можно стать мертвым еще при жизни.
И. Бергман говорил об одном из последних кадров фильма – крупном плане главного героя, когда тот вспоминает своих родителей и умиротворенно улыбается - как о «самом прекрасном кадре за всю мою жизнь». Он писал, что своим фильмом «взывал к родителям: увидьте меня, поймите меня, и, если можете, простите». Но, похоже, сам смог изменить свое отношение к ним: увидеть, понять и простить. Он отождествляет главного героя то со своим отцом, то с собой, в сущности, сметая разницу между собой и отцом. То вкладывает в уста одной из героинь слова, которые, наверное, сам хотел бы услышать от своей матери, и таким образом почувствовать ее заботу и любовь, то показывает нам мать очень старой, одинокой, к которой уже неуместно предъявлять претензии. Показывая нам главного героя в конце фильма эмоционально живым, открытым человеком, который пытается наладить отношения со своим взрослым сыном, режиссер, может быть, реализовывает свою мечту о близких отношениях с родителями. Наверное, поэтому-то ему и дороги последние кадры картины. Кстати, И.Бергман писал, что после фильма его реальные отношения с родителями стали гораздо более теплыми.
И.Бергман снимал фильмы про себя – причем делал это вполне осознанно: как раз перед съемками этого фильма ему пришло озарение, что «его фильмы будут великими, если они будут о нем самом». Посредством своих персонажей, их развития в течение фильма, режиссер говорил о своей боли, переживаниях. Это помогало ему лучше понимать себя. И разрешать какие-то свои внутренние конфликты. Также И.Бергман писал дневники. Главный герой «Земляничной поляны» говорит, что решил записывать свои мысли, воспоминания, чтобы упорядочивать хаос, царящий внутри.
Писать заметки, дневники – это, кстати, неплохой способ налаживать контакт с собой. Многие психологические техники используют письмо в качестве инструмента для решения проблемы, ее осмысливания и переработки. Любое творчество – рисование, лепка, танцы, пение и т.д. – могут помочь снижать эмоциональное напряжение. И даже, если мы начинаем, чтобы помочь себе справиться с переживаниями доступным способом, то впоследствии эти занятия сами по себе могут стать наполненными смыслом и значением. Пишите, рисуйте, лепите, танцуйте, общайтесь – творите свою жизнь, приобретайте новый опыт!
Ведущая киноклуба Ковальчук Светлана, психолог https://ego-lution.ru/specyalisty/kovakchuk/