Послесловие ко встрече 7 декабря 2019 / Киноклуб / Эголюция
Услуги

Широкая палитра методов работы
Опытные специалисты (средний стаж более 10 лет)
Удовлетворенность результатом
Отзывы благодарных клиентов
Благодарственные письма

Послесловие ко встрече 7 декабря 2019

В субботу, 7 декабря, смотрели фильм «Исчезнувшая» (реж. Д. Финчер, 2014 г.). После фильма обсуждали многие темы из заявленных в анонсе. В данном обзоре обратим внимание на некоторые моменты.
Записаться на
Послесловие ко встрече 7 декабря 2019
Для корректной записи, важно правильно заполнить все поля формы
Отправляя данные формы, Вы даете согласие на обработку персональных данных

Психологические особенности главной героини в чем-то схожи с особенностями героини другого фильма, который мы смотрели в киноклубе ранее в этом сезоне. Это фильм «Любимчик», реж. К.Бейкона, 2005 г. Поразительно как похоже отношение родителей к своим дочерям в обеих картинах. Отсюда мы можем предположить, что родители оказали сильное влияние на возникновение патологий у героинь. Итак, мы видим родителей, которые заняты сами собой. Они не допускают ребенка в свою пару. Почему? Вполне вероятно, что их личностные особенности не могут им позволить не сливаться с партнером, и любое «вторжение» третьего (даже если это их ребенок), может восприниматься ими как угроза распада личности, чего они не могут перенести. В «Исчезнувшей» родители холодно и расчетливо наблюдают за дочкой, а потом описывают ее в своей книге. Только в книге они пишут про «изумительную Эми», эта Эми – не совсем их дочь, скорее это идеальный несуществующий образ. При этом они требуют от дочери, чтобы она соответствовала картинке. Что в такой ситуации происходит с ребенком? Девочка видит, что родители хотят видеть только идеальный образ, их не интересует внутренний мир  их реальной дочери. Что остается делать? Формировать так называемую «Ложную Самость», такую личность, которая не существует, но поведение которой одобряется и принимается родителями. Для чего? Чтобы избежать тотального отвержения. А внутри царит пустота. И не забываем, что у девочки есть конкурентка – книжный образ, у которого невозможно выиграть соревнование за любовь родителей – настолько придуманная Эми идеальна.

Девочка выросла, а проблемы только усугубились. Но теперь у девушки есть возможности, которых не было в детстве, а также холодный расчетливый ум. И вот она уже не может простить партнерам того, что они бросают ее. Месть страшна, Эми портит жизнь своим бывшим.

Но тут она встречает Ника. Их союз идеален: они дополняют друг друга, им получается стать интереснее с помощью партнера (идеальное предложение руки и сердца, идеальный секс, идеальный юмор, идеальные подарки и т.д.). Но вот время и жизненные неурядицы вносят свои коррективы. И муж охладевает к Эми: ему с ней скучно, он не хочет смотреть на ее «кислое» лицо, не хочет играть в ее «спектаклях». Нику нет смысла продолжать «прыгать выше головы», он становится обычным: раздражительным, невнимательным. И, конечно же, Нику неприятно, что всем, чем он владеет, он обязан Эми. Нику хочется свежих впечатлений, хочется, чтобы кто-то восхищался им. Почему Нику это необходимо? Можно предположить, что история его детства тоже сыграла свою роль: отец – алкоголик, обижавший мать, в конце концов, оставивший семью. Это отложило свой отпечаток: Ник был убежден в собственной плохости. Чтобы избавиться от чувства стыда, владевшего им с детства, он одевает маску, за которой успешно от всех скрывается. Маска - постоянная улыбка на лице. Этот обаятельный образ помогает всем нравиться. Улыбка -  настолько привычный атрибут, что Ник не может от нее избавиться, даже, когда это может существенно повредить ему. Итак, Ник заводит любовницу – и это помогает  избежать стыда за то, что снова ощущает себя никчемным, помогает почувствовать свою значимость.

Для Эми увидеть Ника с любовницей равносильно смерти. И это не фигура речи. Просто пережить опять отвержение, обесценивание, победу конкурентки – все, что она испытывала в детстве, Эми не может – это угрожает ее психическому существованию. Что Эми может сделать? Умереть, но только вместе с Ником. Что опять нас наталкивает на мысль о сходстве  патологии героини с показанной в фильме «Любимчик», где героине тоже мало умереть одной, ей надо, чтобы вместе с ней погиб объект ее любви. Почему эти женщины так поступают? Для их психической реальности те, кто рядом с ними – не отдельные личности, а часть их самих. Мысль, что они могут быть разделены, невыносима. Смерть – хороший выход, но смерть должна быть обязательной для обоих: себя и объекта, с которым чувствуют полное слияние.

Ближе к концу фильма мы понимаем, что Эми не важно, какой Ник на самом деле, реальный. В ее картине мира привычно, что люди играют роли, но в этой реальности нет места чувствам. Эми не может испытывать чувства сама, ее и не интересуют переживания и мысли других. Ник – функция,  должен играть роль идеального мужа для демонстрации счастливого идеального брака. Этого вполне хватает Эми. Ради исполнения этой цели Эми ни перед чем не остановится.

В конце фильма Ник задает тот же вопрос, который мы слышим от него вначале. Похоже, фильм закольцован. Выхода у героев из их ролей нет. Мы не видим, чтобы в их психической реальности что-то изменилось: для Эми это и невозможно, а Ник считает себя припертым обстоятельствами. Единственное, теперь они больше понимают друг про друга, не становясь при этом ближе, но продолжая свою борьбу, на новом витке семейной жизни. «Что мы сделали друг с другом? Что мы будем делать?» - спрашивает Ник в конце фильма, и мы понимаем, что их бой продолжается.

Хочется сказать о сценаристке «Исчезнувшей» – Гиллиан Флинн. Она также является автором книги, по которой снят фильм. За свою работу сценаристки Г.Флинн получила множество премий. Ее перу в числе прочих также принадлежит роман «Острые предметы». По нему снят сериал. Сериал стоит смотреть –  там много интересного с психологической точки зрения. Как и в «Исчезнувшей» детективная составляющая становится не определяющей, а соседствующей с разворачивающимся жутким, но от этого не менее интересным взаимодействием героев картины. Мы также погружаемся в мир детства главной героини, и нам становятся понятными истоки ее страданий и поведения. Игра актрисы, исполняющей главную роль,  великолепна. Совет: обязательно досмотрите последнюю серию до конца  - после титров будет показана развязка.

Кстати, режиссер фильма, Девид Финчер также является режиссером захватывающих сериалов. Тем, кто интересуется психологической тематикой – рекомендую сериал «Охотник за разумом» (2017 г.) – там показано, с чего начиналась история изучения особенностей личностей психопатов, а также составление их психологических портретов.

Ведущая киноклуба Ковальчук Светлана, психолог https://ego-lution.ru/specyalisty/kovakchuk/

Вам может быть интересно

Все статьи