Помощь психолога при детском аутизме
Заболевание диагностируется в детском возрасте, обычно до 3 лет. Целями терапевтических мероприятий являются социальная адаптация, развитие навыков самообслуживания. Активное участие в этом принимает психолог.
УСЛУГА |
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ |
СТОИМОСТЬ (₽) |
---|---|---|
ПЕРВИЧНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА, ПСИХОТЕРАПЕВТА, ПСИХОАНАЛИТИКА - встреча с психологом, в ходе которой даются рекомендации о наиболее подходящем методе психологической помощи. |
55 мин |
2000 |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - проведение методик для выявления психологических трудностей и рекомендации по их корректировке. |
90 мин |
3000 |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – не менее 10 сессий с психологом, психотерапевтом 1 раз в неделю, направленных на решение проблем ребенка, подростка с использованием арт-терапии, игровой или песочной терапии. |
55 мин |
3000 |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – не менее 10 сессий с психологом, психотерапевтом 2 и более раз в неделю, направленных на решение проблем ребенка, подростка с использованием арт-терапии, игровой или песочной терапии. |
55 мин |
2000 |
Причины детского аутизма
Предпосылки развития заболевания неизвестны. Детские психологи, занимающиеся коррекцией нарушений, отмечают такие факторы, которые имеют место при аутизме:
- наследственность. Среди близких и дальних родственников аутиста обнаруживается 3–7 % больных, имеются лица с определенными отклонениями аутистического спектра;
- структурные нарушения головного мозга. При детском аутизме обнаруживаются изменения в лобных долях, гиппокампе, мозжечке, срединной височной доле;
- функциональные нарушения головного мозга. Психологи обнаруживают в ходе диагностики (ЭЭГ) отклонения, касающиеся нарушений памяти, вербального мышления, целенаправленного использования речи, избирательного и направленного внимания.
Симптомы детского аутизма
Типичные признаки патологии, которые выделяют психологи, включают в себя нехватку социальных взаимодействий, стереотипность поведения и интересов, трудности при построении продуктивного контакта с окружающими. Такие симптомы детского аутизма обнаруживают себя в возрасте до 2-3 лет, но отдельные проявления могут возникнуть в младенчестве.
Наиболее ярким признаком отклонения является нарушение социальных взаимодействий. Больные детским аутизмом не в состоянии полноценно взаимодействовать с окружающими. Они не могут расшифровать невербальные сигналы, не распознают подтексты социальных контактов, неспособны почувствовать состояние окружающих. Они не улыбаются, не смотрят в глаза, плохо реагируют на свое имя.
Психологи отмечают, что, подрастая, аутисты не имитируют поведение окружающих, не реагируют на эмоции других людей, не проявляют интерес к новым лицам в окружении, не участвуют в играх, предполагающих контакты. Они начинают позже говорить, путают местоимения в речи. Даже после наполнения словарного запаса, по наблюдениям психологов, страдающие аутизмом не в состоянии использовать образы, делать выводы после увиденного или прочитанного.
Дети-аутисты выделяются необычной жестикуляцией. В младенчестве они не показывают рукой на интересующий их предмет. Повзрослев, они редко сопровождают жесты речью. В последующем, как отмечают многие психологи, больные не способны органично сочетать жесты с речью.
Ограничивающее или повторяющееся поведение — еще одна характерная черта аутистов. У них наблюдаются стереотипии в форме повторяющихся раскачиваний туловища, качаний головой. В детском и старшем возрасте для таких людей важно, чтобы все происходило в определенном порядке, без изменений, чтобы вещи стояли на своих местах.
К повторяющемуся поведению психологи относят аутоагрессию (укусы, удары, наносимые самому себе). Возможна и агрессия по отношению к окружающим, причиной которой является нарушение привычных ритуалов или неспособность донести свои желания.
Лечение аутизма
Терапевтические мероприятия направлены на адаптацию ребенка к окружающей среде. Они включают в себя:
- семейную терапию;
- исправление поведения;
- медико-психолого-педагогическую коррекцию.
Помощь психолога, забота родителей и поддержка прочих врачей-специалистов позволяют повысить уровень независимости в самообслуживании у страдающих аутизмом, помогают им сформировать и поддерживать социальные контакты. Коррекцию проводят на фоне приема препаратов.
Детские психологи применяют методы поведенческой, игровой, логопедической, речевой и трудотерапии, проводят обучение альтернативной коммуникации. Программы коррекции выбирают, исходя из степени выраженности аутизма.
Родителям рекомендуется создать благоприятную обстановку для ребенка:
- строгий распорядок дня;
- обучение жизненно необходимым навыкам;
- исключение резких перемен в жизни;
- постоянный и комфортный для ребенка контакт;
- исключение стрессов, переутомления;
- занятия физическими упражнениями.
Грамотная длительная терапия и коррекционная работа в детском возрасте позволяют добиться ремиссии у больных (3–25 %) со снятием диагноза.
Центр психологического развития «Эголюция» предлагает услуги психолога для детей с аутизмом. Мы проводим психологическую диагностику, индивидуальную психотерапию, занятия с дефектологом, логопедом, организуем психологические группы (песочную, игровую и арт-терапию).