Наблюдение за детьми разных психологических типов
Лишь на основе тех данных, которые можно получить в кресле психолога, невозможно выявить все аспекты психологии тех или иных моментов поведения ребёнка. Только лишь наблюдение в условиях, в которых ребёнок чувствует себя в безопасности (например, дома или с друзьями), так сказать в естественных условиях, можно до конца изучить поведение ребёнка. Необходимо не забывать, что весь процесс наблюдения должен иметь систематический характер, очерчивать основные цели и иметь определённую программу.
При наблюдении за ребёнком главной задачей психолога является не само наблюдение как таковое, а выявление тех или иных проявлений в поведении ребёнка и правильная их интерпретация. На основе полученных данных специалист должен понять и определить, какие скрытые мотивы руководствуют ребёнком. В данном случае роль родителей очень важна: они должны постоянно, но не навязчиво вести наблюдение за ним, потом описывать действия своего ребёнка в тех или иных ситуациях. Можно также использовать дополнительные методы наблюдения.
Выделяют несколько видов наблюдения по охвату предмета изучения. Они бывают полными и частичными или сплошными и выборочными. При сплошном наблюдении чаще всего психологи или же сами родители ведут дневники наблюдения обо всех аспектах жизни своего ребёнка. В случае выборочного наблюдения лишь важные факты, новые изменения в поведении ребёнка берутся во внимание. Выборочные наблюдения обычно являются краткосрочными.
Полное наблюдение предполагает исследование всех основных аспектов жизни ребёнка. В качестве помощников в нём могут участвовать педагоги. При выборочном, ребёнок наблюдается лишь в определённые моменты или во время определённых процессов.
Нужно помнить, что даже мелкие «детали» из наблюдений могут многое рассказать родителю о ребёнке, но также не стоит пренебрегать и таким приёмом как просто искренний диалог со своим чадом.