Познания растущей личности
Благодаря языку человек может интерпретировать увиденное и услышанное. В дошкольном детстве образ мира в основном принимается из рук «значимых других».
Союз со взрослыми, в первую очередь, родными людьми, задает определенные рамки, очерчивает границы восприятия мира. Наряду с объективной реальностью перед дошкольником возникает определенная субъективная реалия, предложенная ему авторитетными для него людьми.
Это может быть приближенный к реальности вариант, украшенная или ухудшенная копия реальности, обусловленная системой ценностей влиятельных взрослых.
Жизнь растущей личности разворачивается в двух основных измерениях: вертикальном – ценностно – смысловом и горизонтальном – пространственно-временном. Жизненное поле ребенка состоит из совокупности индивидуальных ценностей и смыслов в пространстве реального действия, которое охватывает его прошлое, будущее.
Прошлое существует как опыт, будущее – как проект, настоящее – как действительность. Вертикальная составляющая жизненного поля личности (установки, отношения, смыслы) может быть охарактеризована как самопознание, а горизонтальная (умения, навыки, самореализация) – как ее жизнедеятельность.
Содержательное конструирование ребенком своего жизненного поля, которое включает в себя жизненные смыслы и реальные действия, является ее личным самоопределением. Успешное самоопределение характеризуется наличием достаточно широкого спектра значимых позитивных ценностей, переживаний, осмысленностью жизнедеятельности, организованным образом жизни.
Ребенок не фотографирует мир, не просто фиксирует внешние связи и отношения, а конструирует мир, создает свой субъективный его образ. Он систематизирует информацию о мире, организует ее в связные структуры, постигает смысл человеческой жизни, своеобразно реконструирует свои впечатления, разделяет на категории предметы, явления, ситуации, события, поступки людей.