Психология и развитие детей старшего дошкольного возраста
У детей старшего дошкольного возраста развиваются такие способности, как анализ и умение воспроизводить ранее усвоенную информацию, развитие произвольного и непроизвольного внимания.
В отличие от пятилетнего ребенка, который накапливает словарный запас и изучает родной язык и его грамматический состав, старший дошкольник владеет речью, которая приобретает признаки рассуждения, он может контролировать деятельность, мысленно планировать и действовать.
Особенность речи малыша пяти лет в том, что он задает много различных вопросов, фантазирует, размышляет, рассказывает, составляет детские стишки и песенки. В данном возрасте ребенок может охарактеризовать явления и предметы, назвать их качества, отношения, признаки. А также малыши задают очень много вопросов взрослым, таким образом, они познают мир, получают знания. Ребенок желает не только внимания, но и чувство взаимопонимания, уважения и сострадания.
Дети старшего дошкольного возраста решают достаточно сложные задачи, они умеют обобщать, классифицируют предметы по определенным признакам на более высоком уровне, нежели ранее. У деток данного возраста развивается словесно-логическое мышление, однако малыш может допускать ошибки, не может верно проанализировать все детали ситуаций или же решить интеллектуальные задачи.
В данном возрасте формируется память малыша и происходит переход от непроизвольной формы в сознательную. Деткам старшего дошкольного возраста легко удается заучивать стихотворения или песенки, поэтому воспитателям и родителям нужно обращать внимание на развитие смысловой памяти.
Эмоциональное развитие также не стоит на месте, детки уже способны скрывать слезы, чувства страха или агрессии, малыши становятся более сдержанными и начинают усваивать «язык чувств», таких как позы, жесты, мимику, интонации голоса и т.д.
Детки старшего дошкольного возраста способны произвольно управлять познавательными процессами. Малыши шестого года рождения уже могут делать полезное для других окружающих, могут быть нужными, они с удовольствием выполняют посильные трудовые обязанности. А когда детки осознают, что их труд и качество их труда является составляющей общего результата, то это все способствует формированию трудовых действий.
В данном возрасте дети с большим интересом относятся к учебе, но воспринимают и запоминают они лучше то, что можно использовать для игры или для художественной деятельности. Малыши восторженно играют, а игры их становятся более развернутыми, разнообразными, с осложнением сюжета. Игры приобретают более творческий характер, это уже сюжетно-ролевые игры, игры-фантазии, игры с различными правилами и т.д.