Детско-родительские отношения / Тематические статьи / Блог / Эголюция
Блог

Детско-родительские отношения

Изображение отсуствует

Семья играет основополагающую роль в формировании личности ребенка, и ее важность в жизни человека трудно переоценить. Главную роль в воспитании ребёнка принимают на себя родители, которые являются образцом для подражания, поскольку дети неосознанно перенимают от них многие черты поведения.

Родители в семье создают атмосферу, в которой растет их ребенок и которая является для него воспитательной средой, где он познает окружающий мир. Именно своим мировоззрением, и поведением, отражающем его, родители влияют на психологию ребенка. Поэтому если слова и дела родителей не соответствуют друг другу, то ребенок воспринимает не слова, которыми пытаются его воспитывать, а именно то внутреннее состояние и отношение к жизни, которое выражается в делах.

Проблемы, лежащие в основе подходов к воспитанию детей, условно можно разделить в несколько основных групп:

1. Подавление воли ребенка и игнорирование детских потребностей, которые лежат в основе авторитарного стиля воспитания.

В данном случае родители предпочитают управлять своим ребенком таким образом, чтобы он был полностью под контролем и подчинялся всем требованиям. Личность ребёнка не имеет при этом какого-то значения, он должен выполнять приказы, и делать это правильно. За это он будет поощряться, либо наказываться в случае неисполнения требований.

В зависимости от темперамента ребёнка такое воспитание может приводить к формированию безвольного человека, либо может вызывать агрессию и сопротивление, и приводить к конфликтам в семье.

2. Излишняя опека и мягкость в воспитании.

Это противоположность первому способу воспитания – авторитарному. Родители в данном случае пытаются оградить ребенка от всевозможных трудностей, не давая ему становиться самостоятельным.

Данный тип воспитания приводит к тому, что дети не имеют цели в жизни, не стараются чего-то добиваться, долго «сидят на шее» родителей. Это может приводить к неумению создавать семью, безответственности, лени и отсутствию целеустремленности, и, как следствие, общей пассивности в жизни.

3. Отсутствие интереса к жизни ребенка, невмешательство в его жизнь.

Родители, излишне занятые своими интересами, либо имеющие психологические проблемы, из-за которых они находятся в состоянии депрессии или подавленности, не могут или не хотят проявлять к ребенку искренний интерес. Воспитание может сводиться к удовлетворению элементарных физиологических потребностей, а душевное тепло и любовь при этом отсутствует.

В таких случаях, поскольку есть холодность в отношениях между родителями и детьми, ребенок может вырастать с комплексом неполноценности, не чувствуя себя желанным и любимым. Он может иметь психологические проблемы, испытывать трудности при коммуникациях, не иметь веры в свои силы и из-за этого мотивации к достижению успеха.

Также все вышеперечисленные подходы к воспитанию могут встречаться в разных вариациях и сочетаниях, создавая те или иные трудности в развитии ребенка. Лучшим вариантом является стиль воспитания, основанный на уважении к личности ребенка, создании атмосферы партнерства и взаимопонимания.

Родители также, как и дети, должны постоянно обучаться новому, в частности, учиться быть родителями. Для этого требуется желание освоить непростую профессию «родитель» и понимание необходимости такого развития. Дети своим поведением всегда способствуют осознанию родителями своих ошибок в воспитании.

Необходимо прислушиваться к тому, что говорят дети, и анализировать их поведение. Раздражающее поведение ребенка говорит родителю о том, что он, возможно, допускает какие-то ошибки в своем поведении. Чтобы понять и осознать эти ошибки, иногда может помочь консультация психолога, работающего с проблемами воспитания детей.

Автор - Золотова Камилла

Вам может быть интересно

Все статьи
Комментарии ()
    Написать комментарий